Украинская баннерная сеть




Drapeau de l'UkraineDrapeau du Québec


Робинзониада Ветра

в Новой Франции

  

La robinsoniade du Vent

en Nouvelle France


Вместо послесловия: эта часть сайта не обновлялась с февраля 2002 года. Оставляю её как память о своих первых шагах в Северной Америке. Первые годы иммиграции - время совершенно особенное. Свежие впечатления. Поспешные и часто наивные (но иногда и правильные) выводы. И, конечно же, первые ошибки. Это -  записи первой части "монреальского периода": с осени 2000 до зимы 2002.

 

"Я все еще не знал, куда я попал - на материк или на остров? Живут ли здесь люди? Водятся ли дикие звери?"

("Приключения Робинзона Крузо")

Предисловие

Друзья и знакомые часто спрашивают меня: "Ну как там, в Канаде?", "Как ты устроился?", "Как там жить и на что это все вообще похоже?". Что тут ответить? Как можно за несколько месяцев или даже лет понять целую страну, новую для тебя и совсем непохожую на родину? Да и что может рассказать о себе новый имигрант? Первые восторги после приезда? Трудности адаптации? 

Чтобы ответить на возникающие у народа вопросы я, подобно многим иммигрантам, решил привести некоторые выдержки из писем друзьям. Все личные подробности, естественно, удалены, оставлена только описательно-повествовательная часть посланий. 

Краткая биографическая справка

Лакинский Евгений (никнейм - Ветер, Vent, Wind, etc.). Родился в Одессе (Украина).  С 1998 года готовился к эмиграции в Канаду. 9 сентября 2000 года приехал в Монреаль (провинция Квебек), где и обитаю до сих пор. Квебек, единственная франкоязычная провинция Канады, упорно стремится от нее отделиться, да все никак не соберется. Так что скучать у нас не приходится, особенно - в купе с всяческими другими трудностями, встречающими всякого иммигранта.

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ вкратце

Июль-август 2001 - стаж по специальности, Centre informatique "Poklik"

5 - 8 августа 2001 - поездка на Lac St-Jean (Озеро Сен-Жан). Прекрасные места, красивая природа, радушное население. Пляжи на озере - точная копия бугазских :)

26 августа 2001, воскресенье - пикник участников квебекского русскоговорящего форума семьи Федоровых в парке Ангриньон. Общение, пиво, шашлыки. Много новых знакомых. 

4 cентября 2001 - начало занятий в Université de Montréal ( Монреальском университете).

 

Записки иммигранта

(MEMУAPЫ)

 

AVIS: Эта часть сайта изобилует всевозможными ОЧЕПЯТКАМИ!!! 
Просьба не обращать внимания!!!

Зaпиcки нoвoгo мoнpeaльцa

 

***

После бала

Каникулы пролетели быстро. И снова началась учеба. Две недели. Всего две недели отдыха. Пиво, прогулки по городу, книги. Общение с друзьями. Хорошие фильмы по видику. Никакой учебы. Ни шагу в сторону университета. Рай.

Но вот новый триместр. Учиться никто не хочет. Вернее - ни у кого уже нет сил. Наша группа разбита. Многие ушли, а те кто остался - устали. Но - выкорабкиваемся и идем дальше.

В начале наши ряды косила анархия. Гуляли. Ходили в кино. По выходным не учились. И прочие радости жизни. Как-то на лекции стали выяснять, кто что делал вчера. "Я пила виски с друзьями" - сказала одна дама. "Я был в кино" - ответил я. "А ты что делал?" - спросили мы одного румына. "В шахматы играл" - ответил он.

Потом мы еще сделали "La soirée russe" - "русскую вечеринку". Мы, выходцы из бывш. союза, устроили для квебекуа "вечер русской культуры". Нас было трое, их - человек 7. Мы купили водки, сделали салат оливье. Тут надо заметить, что Оливье - это распространенное французское имя. У нас в группе, например, целых 2 Оливье. Мы их накормили оливье. У них это блюдо известно как "salade russe" ("русский салат"). Долго объясняли им, что в нашей культуре принято пить одновременно и сидеть вокруг стола, а не ходить по комнате с бокалом в руке.

С музыкой возникли проблемы. Чтобы наслаждаться песнями Митяева, не говоря уж об "Аквариуме", "Машине Времени" или "Наутилусе", нужно понимать текст. А наши квебекуа заскучали. Пришлось врубить им Киркорова. Это было воспринято с энтузиазмом.

Наши румыны активно поддержали суарэ, зашли и некоторые из наших мусульман. Водку они, конечно, не пили - попили сок, поели оливье (оно специально было сделано без какой-либо добавки свинины). В целом вечеринка удалась.

А потом - опять "война-работа". Нервы здают, здоровье - тем более. Мысль о том, что "с ума сходят поодиночке" кажется наивной. Просто Успенский никогда не учился в Université de Montréal...

Ну да ладно, вытянем!  

***

Когда-нибудь расскажу...

Есть много историй, которые я давно хотел рассказать здесь, но все никак не хватало времени. Вот, например... И следующая за ней.

 

2001 год. Моя первая зима в Квебеке. Вечер. Темно. Тускло светят фонари. Я иду мимо школы. Узкий закуток: с одной стороны стена, с другой - сеткочный забор. Прохожих кроме меня нет. Вокруг школы - широкая лужайка. Теперь она заснеженна и пустынна. Занятия в школе давно закончились - там тоже ни души.

Я иду спокойно: Канада, чего тут бояться?

Вдруг за спиной раздаются дикие крики. Оборачиваюсь. Прямо на меня несутся три здоровенных черных парня. Они агрессивно вопят. Один размахивает тяжелой тростью. Я прощаюсь с жизнью. Один, без оружия, прохожих нет, их трое. "Какая глупая смерть" - мелькнуло в голове. Надеюсь только подороже продать свою жизнь. Надежда слабая.

 С чудовищной скоростью трое ребят проносятся в 5 сантиметрах от меня, добегают до невысокой лесенки и все с теми же воплями начинают играть во что-то среднее между лаптой и салочками. На меня даже внимания не обратили.

Перевожу дух и неловко улыбаюсь. Вот он - Монреаль. Шумный, многоцветный, многокультурный. Добро пожаловать к нам!

***

История Луизы

Я помню, как она впервые вошла в наш класс. Китаянка 45 лет. От всего ее вида веяло чем-то советским, социалистических. Блеклая, невыразительная одежда. Потертый заячья шубка (у меня осталось впечатление, что тот заяц умер своей смертью). Усталые глаза смотрели из-за толстых стекол очков. Она вошла тихо, даже застенчиво. Положила на стул маленькую подушку и села.

Китаянку звали Луиза. То есть на самом деле у нее было совсем другое, куда более сложное имя. Но пожив немного во Франции, она стала зваться Louise. Так было проще для всех.

Она хорошо говорила по-английски и очень неплохо - по-французски. Для китайцев, родившихся и выросших в Китае, это редкость. Их собственный язык настолько отличается от всех европейских, что даже английский превращается в сложную проблему. А уж французский... Тут нужно и вправду быть героем.

Так в нашей группе 5-го уровня COFI появилась новая ученица. Постепенно мы узнали ее историю. Экономист. В Китае у нее была хорошая работа, уютная квартира, приличная зарплата. Она была уважаемым человеком. Уж незнаю, как и почему решила она перебраться на Запад. Французский учила во Франции и уже за полгода (!) знала его неплохо. Говорили, еще, что во Франции она болела и французская семья ее приютила на это время. Но это я слышал уже в пересказе, а не от нее самой.

Она неплохо справлялась с домашними заданиями, писала грамотно, говорила понятно. Но что ждало ее в этой стране?

Она приехала в Монреаль одна, не зная тут ни души. Квартиру нашла по объявлению в газете. Даже и не квартиру, а комнату. Естественно, у черта на куличках. Соседи ее были квебекуа. В большинстве - выпускники коллеждей и даже университетов. По разным причинам они оказались без работы. Дом, как я понял, напоминал остров погибших кораблей.

В свои 45 Луиза оказалась в чужой стране. Другая культура, незнакомые обычаи. Все очень отличается от Китая. В Китае она была признаным специалистом. Здесь она оказалась никем. Диплом иностранный. Канадского опыта нет. Экономист, а не программист и не механик (а в Китае-то экономика другая!). Нет ни знакомых, ни друзей. Плюс - не 20 лет. Плюс - неуверенность в себе.

Она честно пыталась искать работу. Читала объявления, ходила на интервью. Все это заканчивалось ничем. И она возвращалась в наш класс.

"Pourquoi? - она всегда делала ударение не "почему" - Pourquoi ici tout n'est pas comme on nous a dit?" - спрашивала она у нас. "Почему в Канаде не так, как нам рассказывали? Почему тут все так плохо и трудно? У нас, в Китае, специалист легко находит работу, у него зарплата, квартира... Почему здесь не так?"

Что мы могли ей ответить? Мы были всего лишь иммигранты. Меньше года в стране. Большинство было румыны. Тоже бывшая соцстрана, но уже на другой стадии развития. Как и Украина, в общем. Остальные - арабы. У них не лучше. Мы не спрашивали, почему нам чего-то не дают. Напротив, мы удивлялись, что нам обеспечивают хоть что-то! Но в Китае, видимо, сохранился социализм...

Луиза не получала ответа. Голос ее становился все более безнадежным.

 "Почему тут не так, как  мы думали?" - спросила она однажды у нашего профа.

"Видимо, ваши представления были завышены" - философски произнес преподаватель.

Он был богемный мальчик - настолько, насколько это выражение применимо к 40летнему преподавателю французского. Родом из глухой квебекской деревни, он сделал не только метриз по études françaises, но и докторат по лингвистике (высоты, для среднего квебекуа не вообразимые). Он говорил по-французски с хорошим европейским акцентом. Его речь была богатой и виртуозной. При этом он не был голубым. Поясню: если в Квебеке вы встретите мужчину, говорящего на изящном французском языке без тени квебекского акцента - то это или иммигрант, или голубой. Вероятность -  95%. Наш Марк Руйе был исключением из этого правила. "Почти все мои учителя были французами из Франции, - пояснял Марк - Почему я не говорю на жуали? Это, если хотите, мой выбор". "Но могу говорить и с квебекским акцентом" - иногда добавлял он и издавал несколько нечленораздельных фраз. В отпуск он ездил в Париж, где ходил в Лувр и посещал в Версаль. Богемный мальчик... Что ему страдания?

Мы были новые иммигранты. Мы и сами не знали толком, что делать. Каждый двигался в свою сторону. Сомнения, удачи, ошибки. Новые идеи. Надо впрочем сказать, что в нашей группе все сложилось неплохо. Многие нашли работу (хоть и не по специальности). Другие (как я) пошли учиться. Так что, повторюсь, мы реюссировали неплохо. Если не считать Луизы.

Собственно говоря, мы не знаем, чем закончилась ее эпопея. Просто однажды она перестала ходить на занятия. Кто-то предположил, что она заболела. Кто-то - что нашла работу. Первая версия казалась куда более правдоподобной. Факт в том, что мы ее больше не видели.

Я не знаю, что стало с Луизой. Воображение рисует много разных картин, в большинстве своем невеселых. Хочется, впрочем, верить, что ее старания увенчались успехом и она, как трехязычный специалист, попала в монреальский филиал какой-нибудь китайской фирмы. А может быть и нет...

Но очень часто я вспоминаю ее странный вопрос:

"Pourquoi? Pourquoi ici tout n'est pas comme on nous a dit?"

***

Иногда, когда учиться уже нету сил, а настроение ниже среднего, рождаются вот такие тексты:

A la guerre comme à la guerre

Дети любят играть в войну. Конечно, не дай им Бог на ней оказаться. Но как весело целиться в соседа из игрушечного пистолета. Как интересно кидаться зелеными яблоками. Как здорово организовывать наступления, обустраивать штабы, окружать, нападать, отступать и переходить в контр-атаки!

Подросток мечтает о подвигах. Каждый их представляет по-своему. Один мечтает переспать с женщиной. Другой - сражаться за правое дело. Кто-то - угнать самолет, заработать миллион, накачать мускулы. Каждому - свое. 

Кто "повзрослей" мечтают купить пистолет и перетрахать всех красавиц района. Тихие да домашние прячут под подушкой томики Майн Рида. Первые иногда бьют вторых, вторые ненавидят первых и мечтают отомстить. Иногда завидуют. К 15 годам это проходит- взрослеют и те и другие. Но мечты остаются.

"Доброе утро, последний герой.

Доброе утро тебе и таким как ты." 

Или еще:

"Ты просто подросток, ты прочитал вагон героических книг...

Ты б мог умереть, если б знал за что умирать".

Иногда героям приходят на помощь. Добрые люди показывают дорогу, рассказывают, за что умирать. И дают совершить подвиг. Как хорошо, что в свои 14 лет я не встретил таких! Или плохо? Ну да ладно.

Яша Гордиенко, Степан Бандера, Хорхе Масетти, Аркадий Гайдар. Сколько их было, последних героев? Тех, кто поныл, "за что умирать" ?  Одни погибли в бою, другие повзрослели и зажили тихой жизнью. Молодой араб за штурвалом угнанного самолета (2001 год). Латиноамериканский коммунист с автоматом Калашникова (1970). 

Парень из гитлер-югенда расстреливает своего сверстника, пламенного революционера. Это Испания 1930-х годов. Оба сражаются за одно и то же. У них разные флаги, разные идеологии, разные хозяева. Но, повторюсь, сражаются они за одно и то же. Это - путь "последнего героя".

Сколько их было, этих героев за историю человечества? Разных национальностей, по разные линии разных фронтов. Бойцы объявленных и не объявленных войн. Колонизаторы и освободители. Повстанцы и каратели. Идеалисты всех возможных течений. Белые юнкера, готовые умереть за царя и юные красногвардейцы, готовые умереть за "дело рабочих". Молодые патриоты-сионисты, сражавшиеся за независимый Израиль и их сверстники, сражавшиеся за независимость Палестины. Южная Африка, 1900 год. Трансвааль в огне. Молодой бур вскакивает на коня. Он едет защищать свою землю. В этот миг в десяти километрах к югу его английский сверстник примыкает штык. Он готов умереть за Короля и за великую Британскую Империю.

Львов, 1930-е годы. Польша отказалась дать автономию Западной Украине. В Восточной Украине свирепствует искусственный голод: Сталину вздумалось уничтожать украинских крестьянстьян. Молодые ребята берутся за оружие... 

В тихом парке встречаются два студента. Конспираторы, конечно... "Украина страдает," - тихо прозносит один из них и протягивают другому пистолет: "Мы должны ее защитить.". Через несколько дней из этого пистолета будет убит советский консул.

Иногда такой героизм играл злую шутку с героями. В те же 30-е годы один еврейский мальчик во Франции решил отомстить фашистам за депортацию своих родителей. Он застрелил немецкого дипломата. Ответ был ужасен. Думаю, про "Хрустальное воскресенье" напоминать не стоит. Гитлеру был очень наруку подобный "подвиг", он помог "оправдывать" любой "ответный" террор. А сербский "патриот", убивший в 1914 году эрцгерцога Фердинанда? Сербия потом долго пылала...

"И две тысячи лет война

Война без особых причин.

Война - дело молодых,

Лекарство против морщин."

Миллионы, многие миллионы героев. "Последних героев". Все они сражались в сущности за одно. И была у них жажда подвига. И пятнадцатилетный парень, который пришел на дискотеку и круче всех станцевал рэп. И те, который ждут его за углом, чтобы набить морду за это. И паренек, разносящий брошюрки какой-нибудь секты. И другой, прицепивший к куртке значек со свастикой. И тот кто заработал свою первую сотню долларов, перепродавая сигареты. И тот, кто выиграл забег на городских соревнованиях. И тот кто берет первые аккорды на 6-струнной гитаре.

"И мы узнаем, что так было всегда.

Что судьбою больше любим,

Кто живет по законад другим.

И кому умирать молодым"

Самое смешное, что большинство подвигов не приносят пользы. Восстания захлебываются. Колонии отделяются. Вместо взорваных самолетов производят новые. Еще хуже, когда идея побеждает. В большинстве случаев герои убеждаются, что получилось совсем не то, за что они боролись. Анархисты-бунтари прокладывают дорогу для режимов вроде сталинского, где свободой и не пахнет. Борцы за самоопределение получают целый букет неожиданных проблем, причем сразу после провозглашения независимости. Даже вчерашние враги апартеида вздыхают потой о "старых добрых временах". Но на смену разочаровавшимся 

"Красная красная кровь

Через час уже просто земля

Через два на ней цветы и трава

Через три она снова жива.

И согрета лучами звезды по имени Солнце."

***

"И телефон летит с четвертого этажа"

Сегодня утром был тяжелейший экзамен. Мы готовились как сумасшедшие, не спали ночами. Руки трясутся, нервы сдают, лица бледно-зеленого цвета. Bienvenue a l'Universite de Montreal. С нашей группы можно было снимать фильм "Возвращение живых трупов". Зато какое облегчение потом! Но не надолго. Скоро новый экзамен. И т.д..

Вся эта чехорда настроила меня на лирические мотивы и я решил написать то, что собирался написать ещемесяца два назад.

Теплая одесская ночь. Лето. Маленькое кафе на Черемушках. Мы празднуем День Рождения моей тети. Праздник в разгаре. Даже уже ближе к концу. Половина водки уже выпита, половина закуски съедена. Магнитофон играет Андриано Челентано.

"О чем эта песня?" - спрашиваю я дядю. Он знает итальянский.

"Сейчас-сейчас" - собирается с мыслями мой дядя. - "Так...

Полезно было бы позвонить,

Но никто не ответит.

И телефон летит с четвертого этажа".

Я тогда усомнился в точности перевода, приписав его южному лету и застолью.

Прошло больше года. В городе Монреаль я снова слушал  Челентано. В MP3-файлах. Потом нашел в Интернете тексты его песен.

"E' inutile chiamare

non rispondera' nessuno

il telefono e' volato

fuori giu' dal quarto piano "

Потом взял в библиотеке итальянско-французский словарь... Прав был дядя. Телефон действительно летит с четвертого этажа. Вот только звонить бесполезно. Но как в теплом празднике одесского застолья отличить на слух "E' inutile chiamare " от "E  utile ..." ?

Я живу в подвале. Поэтому и только поэтому мой телефон никогда не летит с четвертого этажа. Даже если никто не отвечает.

"E' inutile chiamare ..."

 

***

Выходные

А я не рассказывал, как однажды провела выходные одна из моих соучениц?

Вот ее история: "Я на эти выходные так отдохнула: ничего по учебе не делала! А вечером в воскресенье зашла в Интернет и читала, читала в свое удовольствие..."

- Что же ты читала? - спросил я.

- Как что? Java pages.

Без комментариев.

***

От сессии до сессии.

В университете - пора экзаменов. Это не значит, что до этого было учиться легко. Это значит только то, что сейчас стало еще тяжелее.

С ностальгией вспоминаю родной одесский политех. Там хоть давали подготовиться. Перед каждым экзаменом у тебя было три а то и четыре свободных дня.

Здесь - ничего подобного. То, что завтра экзамен, абсолютно не повод для того, чтобы не давать домашних заданий и уж тем более не повод для того, чтобы переносить лекции по другим предметам. Приведу для примера мое расписание на эту неделю: 

Понедельник: утром - лекция по Джаве, вечером - лекция по Обработке изображений.

Вторник: утром - лекция по Архитектуре компьютера

Среда: утром - лекция по Джаве, после обеда - консультация перед экзаменом по Джаве, который будет в следующий понедельник.

Четверг: утром - экзамен по Архитектуре компьютера, вечером - последний срок сдачи домашней работы номер 10 по Обработке изображений.

Пятница: вечер - последний срок сдачи _отчета_ по домашней работе номер 10 по Обработке изображений; объяснение домашней работы номер 12 (11-ю объясняли неделю назад).

Суббота: последний день сдачи домашней работы номер 7 по Архитектуре компьютера.

Воскресенье:   последний день сдачи домашней работы номер 5 по Джаве.

Понедельник: утром - экзамен по Джаве, вечером - лекция по Обработке изображений.

Все это, повторяю, отнудь не значит чтов течение триместра учиться много легче: тогда было то же самое, только без экзаменов.

Провести бессонную ночь в университете возле компьютера - это здесь нормально. Выходные, разумеется, тоже проводятся в университете. При такой системе нервы начинают сдавать. Ты не выдерживаешь, и делаешь себе каникулы: не учишься в субботу и воскресенье. А потом со свежили силами разгребаешь набежавшие хвосты.

 

***

"Наши in Montreal".

Многие русскоговорящие монреальцы знают о Квебеке не больше, чем я о Полинезии. 400-летнюю историю этой страны они пересказывают просто и лаконично: "Тут жили каторжане и проститутки, а потом все захватили англичане". Не пойму, откуда они взяли этот бред: видимо перепутали Канаду с Австралией. Чтож, бывает. Новая Франция никогда не была местом массовых ссылок. Каторжан и проституток тут было не больше, чем везде. А селились в основном солдаты, крестьяне, отставные моряки, охотники и торговцы пушниной. То что реку Миссисиппи открыли французы, то что Новая Франция доходила до Мексиканского залива и включала в себя и Огайо и Миссури, то что после Завоевания официальным языком стал английский - все это кажется таким "монреальцам" нонсенсом. "А кто такой Дюплесси?" - спрашивают люди, которые уже три года в Квебеке. Услышав, что Дюплесси, это "квебекский Сталин" и что после его смерти  началась "Тихая революция", они удивляются. Познания по истории страны глубоки. "А тут вот был такой Трюдо" - говорят наиболее сведущие.

Многие из них - граждане Канады. Большинство уже давно живет в Квебеке. 

Девушка готовится к экзамену по гражданству. Вопрос, "Какая партия в вашей провинции находится у власти?" ставит ее в тупик. "Парти кебекуа"? - переспрашивает она - "Ну я кажется где-то слышала, что такая есть. А она что, у власти?". Замечу в скобках, что эта партия уже не менее 7 лет у власти. Активно борется за независимость. К ней можно относиться по разному, но не знать о ней стыдно. По крайней мере, для постоянного жителя нашей провинции. 

Говорят, будто у Квебека нет истории. Что ж, ответьте мне тогда на вопрос: "Каковы причины восстания Патриотов и какую роль это восстание сыграло в формировании Канадской конфедерации?". Только не спрашивайте, что такое "восстание Патриотов".

- Канадцы - не такие как мы, они нас не понимают, а мы их.
- А ты часто общался с Канадцами?
- А я английский плохо знаю.
- А французский?
- А французского я совсем не знаю. Французский мне не нужен. Это же только здесь французский, а вот если к примеру поедешь в Торонто или в Штаты - так там же только английский. А здесь в Монреале теперь  все по-французски пишут, так я теперь и не читаю. Зачем мне французский? 

Диалог этот взят из реальной жизни. Ни одно слово не изменено.

Поговоришь с народом и не понимаешь, люди вообще в Канаде живут, или в Подмосковье?

Ясно, что нельзя изучить историю _всех_ стран мира. Ясно, что у нового иммигранта есть куда дел: 6ему бы жизнь устроить, а не по библиотекам ходить. Но все-таки, хоть элиментарное представление о стране иметь нужно. Если, конечно, вы в ней живете.    

***

"Просто Мария"?

Как-то мне довелось пить кофе с мексиканкой из обеспеченной семьи (в Монреале всякое бывает). Поговорили о том о сем, и я упомянул, что знаю несколько мексиканских фильмов. Ну и перечислил "Просто Марию", "Дикую Розу", "Богатые тоже плачут" ну и прочие источники наших анекдотов. "Этот маразм?" - покривилась девушка из богатой семьи. Позже она пояснила: "Эти фильмы невероятно глупые. Сюжет один: бедная женщина становится богатой. И разные бедные женщины все это смотрят и представляют себя на месте героини. И мечтают тоже стать богатыми. И для этого играют в лотерею и теряют даже те деньги, что у них были".

Мексика - страна контрастов. Есть богатые, есть бедные, а среднего класса почти нет. Богатые живут неплохо. Бедные смотрят "Просто Марию", а потом просаживают свои копейки в лотерею. Чтобы "разбогатеть, как Мария". Печальная картина.

Вспомним начало 90х у нас. Бесконечные латиноамериканские сериалы. Народ припал к экранам. На экранах богатые плачут, прямо не выходя из лимузинов.

 И на этом фоне - "МММ", "Хопер-инвест" и тп. и тп.

И нужны ли еще доказательства, что появление таких фильмов на наших экранах было частью гигантского лохотрона, направленного против своего же народа?  

***

Фурье, Мона Лиза и белые мыши

Курс по traitement d'images (обработка изображений) в университете. Замечательный предмет! С помощью преобразований Фурье и прочих операторов Лапласа можно добиться интересных результатов. Мона Лиза раскрадывается на действительную и мномую составляющие. После чего находят ее модуль. Белую мышку превращают в расплывчатое пятно, предварительно трансформировав и логорифмировав. Сиппатичную девушку пачкают гауссовским шумом, а потом отмывают по методу Баттерворса. Для этого часть девушки умножают на единицу, а другую часть - на ноль. В результате несчастная получается расплывчатой и покрывается гусинной кожей (от холода?).  Программы на С, даже не на С++...

Проходит несколько недель занятий. Смотришь на себя в зеркало и думаешь: "Что то совсем бледный стал. Конраста бы добавить. Нужно эгализировать мою гистограмму, чтобы моя комулятивная плотность вероятности стала прямой." Увидев пятно на свитере, думаешь, что надо бы взять соседние с ним точки, отсортировать по цвету и придать пятну значение среднего элемента.

Свитер, что-ли отсканировать?    

***

В универе

Выдалась у меня свободная минутка и вот хочу использовать ее не просто так, а с пользой. А именно рассказать вкратце про мои новости за последнее время.

Не буду долго задерживаться на моей поездке на Lac St-Jean (озеро Сен-Жан): как наш одесский Бугаз, только по-квебекски. Хотя может быть так показалось мне, изголодавшемуся по пляжам за жаркое монреальское лето? Но в любом случае - места там замечательные!

Не буду рассказывать, как я работал стажером в комьютерной фирме Поклик, где треть персонала - украинцы, еще треть - румыны и еще треть - квебекуа (по два человека на каждую нацию), и где 4 языка работы: французский, украинский, румынский и русский. 

Не расскажу о войне и мире с моей домохозяйкой, украинской старушкой которая, когда мне от нее чего-то надо, прикидывается этаким божьим одуванчиком (французского с английским не знает, ничего не знает, все решает зять, а он - в командировке до следующей недели), зато когда ей чего-то надо от кого бы то ни было - ориентируется мгновенно.

Скажу о главном. Занятия в универе начались. И это основная новость. И основная трудность. Все что было раньше - иммиграция, адаптация, изучение французского, прошлая зима - меркнет перед этим. Я - на DESS (Diplome des Etudes Superieures Specialises). У меня - 3 курса (формально их 4, но четвертый начнется только поздней осенью). И это - труба. Учиться тут надо с утра до вечера, а иногда даже больше. Понятия "выходные" не существует. Курса-то всего три, что означает 6 лекций в неделю. Но домашки! Причем учтите, что на лекциях тут ничего толком не объясняют и не надиктовывают. Преподаватель быстро пересказывает материал, показывает слайды. Конспект лекций можно взять на сайте (у каждого курса - свой сайт) и распечатать. Яснее от этого не становится. Книги стоят хааароших денег. Но и они не панацея. Так что темп здесь бешенный. И эта учеба - одно из самых сложных испытаний, с которыми приходилось столкнуться. Даже Ледовые Поля Эльбруса, куда меня со товарищи занесло в возрасте 18 лет без должной физической и технической подготовки, меркнут перед Université de Montréal. До сих пор я, как и большинство нормальных политехников, в глубине души подозревал, что высшая математика нужна преимущественно для того, чтобы свернуть проволоку интегралом и достать шляпу из лужи. Первая же неделя в Университете  де Монреаль разрушила эти наивные представления.

С ностальгией вспоминаю наше образование, где студенты могли хоть целый семестр заниматься ерундой, а учиться начинали только в сессию. Сдавали экзамен, тут же все забывали - и радовались жизни до следующей сессии.

Здесь сессия начинается с первого же дня.

Забавно наблюдать за влюбленными парочками в универовских компьютерных лабораториях: они даже целуются, не отрываясь от клавиатуры.

Вот такая вот у нас се ля ви.

***

В духе времени

В Белом Доме - событие: исчезла стажерка. (С американскими стажерками вечно что-то происходит. То Клинтона соблазнят, то вообще исчезнут.) Разыскали сенатора, который с ней дружил. Проверили его на детекторе лжи. Не помогло. Не находится стажерка!

Фирма, где я прохожу стаж, тоже не остстает от времени. Даже обгоняет его. У нас, например, исчезли сразу два стажера! Причем бесследно!

Оба - гаитяне. Из соседнего колледжа. Пришли и попросились на стаж. Их взяли. Дали логин, пароль и задание. Первые несколько дней они регулярно появлялись на фирме и даже чего-то делали. А потом исчезли, не сказав ни слова. Даже записки не оставили. Сразу двое! Вот такая таинственная история.

Куда там Соединенным Штатам до нас!

 

 

***

Кулинария

 Сегодня мне захотелось покузинировать. С этой целью я купил мясо. Принял его за печенку. Оказалось - куринные сердца. Еще купил не менее куринные яйца. Дома положил все это на сковородку. Добавил капусты. Эту капусту я купил неделю назад. С тех пор не знаю, что с ней делать. В результате успешного эксперимента выяснил, что ее можно жарить на сковородке.

Ну и вот. Перемешал я все это и зажарил. Получилось вкусно.

***

Объяснительная записка нового монреальца

На днях я получил письмо от Димы Куликовского. Он сказал, что на этом сайте давно не было ничего нового (Как это ничего?! А картинка с корабликом что, не считается?! А флажок украинский?!). 

Что я могу сказать в свое оправдание? Забегался. Замотался. Дел погорло. 

Сегодня, например, сдал последний экзамен на курсах по С++ в универе. Результаты - на следующей неделе.

А в жизни по прежнему ничего не определено. По крайней мере, на данную минуту.

Что я могу написать? Что я могу сказать об этой стране, которой я еще не понимаю? Об этом народе, который я еще не знаю?

Всю зиму и часть весны я задавал себе вопросы. Анализируя свои наблюдения и впечатления, я пытался понять:

Квебекуа - какие они? (хорошие или плохие? умные или глупые? темные или просвещенные? общительные или закрытые?)

"Русские" - какие они?

Англоканадцы - какие они?

Украинцы - какие они?

Ну и так далее - в Монреале народов много.

И вот на днях, подведя итог всему увиденному и услышанному, я могу, наконец, поделиться с вами некоторыми выводами:

1) Квебекуа бывают разные

2) "Русские" бывают разные

3)  Украинцы бывают разные

4) Черные бывают разные

5) И так далее

Более того, каждый человек, сам по себе, вывает очень разный. Иногда - душа-человек, а иногда - ну такая сволочь. А потом опять ангел. И все это  - в диапазоне нескольких минут.

Монреаль как никакой другой город помогает излечиться от национальных предрассудков... и тут же преобрести новые. Потом излечиться от новых и вернуться к старым. И так далее.

Число хороших людей вокруг прямо пропорционально твоему настроению в данную минуту. Иногда - обратнопропорционально.

Впрочем, так и везде в мире. И в Одессе также.

Просто здесь впервые в жизни я оказался один на очень долгое время. Здесь приходится улаживать и решать массу вопросов, с которыми раньше и близко не сталкивался. И не с кем даже посоветоваться. Не то что поговорить по настоящему. В Одессе, при любом раскладе, всегда было несколько человек, которым можно было позвонить и сказать: "Пошли пить пиво!". Всегда были люди с которыми можно было поговорить, поделиться радостью или горем. Здесь таких людей у меня нет. Я один. Робинзон. Хозяин крошечного островка. Новых знакомых полно. Близких друзей нет.

Живу в 3 1/2 (в переводе с квебекского это означает: две комнаты + кухня + совмещенный санузел). В подвале немолодого уже дома. "Живу как Мастер и Маргарита" - сказал я одному своему знакомому. "Нет, - поправил тот, - ты живешь как Мастер без Маргариты". И был прав.

Квартире нехватает ремонта. Особенно окнам. По этому поводу ссорюсь с хозяйкой - пожилой иммигранткой из Западной Украины. Требую, чтобы починила окна до зимы. Она объясняет, сколько налогов платит за дом. От цифры мне становится невесело. Владеть домом в Монреале - явный мазохизм. Я ей сочувствую, но выбора нет. Окна никуда не годятся. И я начинаю давить. Она пугается. "Что ты делаешь? - говорит ее зять - у старушки уже руки дрожат". Чувствую себя Раскольниковым и полной свиньей. По утрам она молится в саду. Ей несладко, я знаю. Но и у меня выбора нет. Квартира начинена допотопным оборудованием - сантехника, отопление, окна - все устарело и прогнило. Нужен ремонт. Ремонт стоит денег. Их ни у кого нет. Дави-не дави, ничего тут не сделаешь.

Впрочем, окна она все-таки обещалась починить. Вот только разберется - кого из своих зятей об этом попросить.

 Вот уже больше 10 месяцев, как я покинул Одессу. Вернуться не хочу, но иногда скучаю.  

***

В одной из русскоязычных газет Монреаля прочитал рекламу некоей чревовещательницы. Она снимает сглаз и порчу. В качестве примера ее подвигов, приведена такая история. Парня лет 17 приворожила некая "невеста" (в тексте это слово исключительно в кавычках). Она выманила Беднягу из Монреаля в Москву и женила на себе. Помогали ей в этом московские колдуньи. Но тут вмешалась наша чревовещательница и навела порядок. "Невеста" от своих притязаний еще не отказалась, но "победа будет за нами".

Особенно понравилась фраза: 

"Сам не понимая, что творит, Влад женился и в Монреаль вернулся чуть живой, резко похудевший"

***

Rusian бред

Недавно я купил хлеб. На этикетке было написано: "Rusian bread". Долго думал, что же это такое. Потом заметил французский вариант: "Pain russe". Присмотрелся - и правда: пекарня "Snowdon". Snowdon - "русский" район Монреаля. Вот граматеи, блин! Даже название своей страны написать не могут!

А сейчас я ем хлеб под названием "Bulka". Это я не из ностальгии. Просто из множества мучных изделий выбираю то что, по моим представлениям, соответствует понятию "съедобный хлеб". А потом уже этикетки читаю.

В итальянском магазине есть "Kolbassa".

А еще я уже два дня ем мясное изделие, которое в супермаркете продается как польские сосиски.

***

***

Лесной инженер

Курсы по поиску работы при агентстве помощи иммигрантам "ALPA". Почти весь народ - из Северной Африки (естественно, с идеальным французским). Исключение - один румын и один украинец (то есть я).

Химики, биологи, экономисты, инженеры-механики...

Есть один ingenieur - forestier. На русский эта профессия переводится, наверное, как инженер по лесу. Или лесной инженер.

Профессия, прямо скажем, не совсем стандартная. Ее обладателю скучать не приходится.

В обной службе по трудоустройству иммигрантов ему сразу предложили работу. Почти что по специальности: сажать деревья на улицах Монреаля. За 7 долларов в час (минимальная зарплата). Он, естественно, отказался.

Потом в другой службе ему нашли место стажа. (Есть программа, по которой иммигранты могут пройти неоплачиваемый стаж по специальности в какой-либо фирме и получить таким образом канадский опыт работы). Место нашли очень хорошее - населенный пункт Cap-aux-Meules.

Ни мы, ни наши преподаватели (100-процентные квебекуа) не только никогда не слышали такого названия, но и не представляли хотябы примерно в какой части страны это находится. Все соглашались, что это где-то в Канаде, хотя и это не было очевидно.

Наконец, с большим трудом мы обнаружили в справочнике этот самый Кап-о-Мель.

Оказалось - у черта на куличках: Острова де Мадлен (Îles-de-Madelaine). Население - 1891 человек. С нашим другом могло бы стать 1892. Моря, например, там сколько угодно - холодного и бурного. А вот есть ли там леса - справочник умалчивает. В общем - весело.

Так что если вы - лесной инженер - приезжайте в Квебек! Не соскучитесь!

***

Национальный праздник

Воскресенье. Сен-Жан-Батист. После субботнего ливня из-за туч выглянуло солнце. Стало жарко. Вечером в парке Мезонневь (Maisonneuve) праздничный концерт.

Как это напоминает наши рок-фестивали! Толпа молодежи. Радось, веселье. Море пива. Ну просто как на Фестивале Ганькевича в Одессе! С той лишь разницей, что в Одессе я знал половину зрителей. А здесь - ни одного знакомого лица.

Национальный праздник Квебека. Повсюду - флаги с белыми лилиями. Иногда попадаются и другие - зелено-бело-красные. Это - флаги движения Патриотов. Именно под ними в 1837 году франко-канадцы восстали против британского господства.

Сейчас никто восставать не собирается. Все радостны и расслаблены. Пьют много пива. У кабинок временных биотуалетов длинная очередь. Но внутри чище, чем можно было бы подумать.

Парк заполнен людьми. Многие - с маленькими детьми. 

Кто-то толпится возле сцены. Кто-то сидит на аккуратно подстриженных лужайках. Кто-то, видимо опьяненный праздником, кричит и машет руками. Парочки целуются. 

Водку не пьют. Вместо нее кое-где слышен запах марихуаны.

Но здесь безопасно. Ты уверен, что у ворот парка тебя не поджидают гопники с кастетами. И ты уверен, что даже если вот тот неопрятный пьяница и куряга тебя ненароком толкнет, то тут же попросит прощения. И что полицейские, которых немало вокруг, не начнут избивать тебя дубинками. 

Особенности национального празднования: если вы идете по парку, возвращаясь с концерта, и слышите дикие крики в перемешку с квебекскими ругательствами, это вовсе не значит, что кому-то собираются бить морду. Просто у людей праздник.

Но это замечательный народ. Нескольких мгновений хватает, чтобы между незнакомыми людьми завязался разговор. На шутку отвечают шуткой. На улыбку - улыбкой.

Они - как одесситы. Только мы более гордые и одразованные. Они - простые. Но в остальном мы похожи. А еще агрессии у них меньше, чем у нас. И домой возвращаться совсем не страшно. Даже если попутчики выпили литры алкоголя и выкурили много марихуаны.

 ***

Панi N и чудовища

Чудовища появились внезапно. Их никто не ждал. Их никто не звал. Они материализовались сами собой и тут же начали плодиться.

Хозяйка дома, панi N, пожилая украинская иммигрантка, была удивлена. Невиданные прежде существа быстро завоевывали жизненное пространство. Панi N не читала Корнея Чуковского, поэтому и не смогла идентифицировать противника. Однако ее дочь немало повидала в своей доканадской жизни. Закончив институт, она успела пожить во Львове, Тернополе, Киеве и прочих очагах цивилизации. "Да это же тараканы! - воскликнула дочь хозяйки, присмотревшись к загадочным пришельцам. - Откуда же они здесь взялись?". Ответ на этот вопрос нашли быстро. Одна из квартиросъемщиц долго боролась за статус "лэнда"*. Борьба эта отнимала уйму сил. Дабы восполнить их, дама носила домой бесплатные продпакеты из агенств помощи иммигрантам. Кто мог подумать, что в недрах огромных полиэтиленовых кульков таится опасность?!

Битва с тараканами продолжалась долго и безуспешно. И вот, когда пришельцы почти победили и защитники дома уже готовы были подписать акт о капитуляции, подоспела подмога. Словно в старой сказке, на сцену выехал богатырь на гнедом коне и в тигровой шкуре. Богатырем оказалась маленькая монреальская фирма, специализирующаяся на подобных ситуациях. После решительной атаки проведенной, вопреки всем международным нормам, с применением химического оружия, враг был повержен. Жители праздновали победу.

Косвенная виновница нашествия получила "лэнда" и купила себе жилье. Бесплатные продукты больше не носит.

 

* "Лэнд" = статус "landed immigrant" ("immigrant recu"). Обладатель оного имеет право жить и работать в Канаде, пользоваться всеми правами гражданина (кроме права голоса), а через 3 года сдавать экзамен на гражданство.

***

Дopoгaя мoя cтoлицa

 (Путешествие в Виль-де-Квебек, 30 июня - 1 июля 2001)

 Я только что оттуда вернулся - полтора часа, как из вуатюра вышел.

Что я могу сказать? Здорово там! Квебек - это настоящий город,
в европейском понимании этого слова. Там улицы - это улицы, дома -
это дома. Идешь по Квебеку и чувствуешь себя как дома. Как будто ты
в Одессе, или в Киеве, или во Львове, или в Каунасе, или в Лилле...
ну или в любом другом европейском городе. Словно и не пересекал океан.

К тому же город очень красивый, приятный, при этом - тише и чище, чем Монреаль.

Население Квебека и пригородов это (процентов на 95) франкоканадцы.
Иммигранты тоже попадаются на улицах, но их немного.
Самый-самый центр города сделан под 18-й век (некоторые дома и вправду тех времен, остальные - просто стилизованы.) Это - рай для туристов.
Английский там слышишь чуть ли не чаще, чем французский. Вся география:
от американских и онтарийских туристов - до австралийцев и японцев
(не исключая детей всяческих прочих народов). Чуть подальше начинается
очень милая часть города, где как раз и господствует не только европейский стиль архитектуры, но и европейский дух. Туристы туда, как правило, не доходят. Дома там - в основном - конца 19-го - начала 20-го века.
Есть и более новые и даже - совсем современные, но эти последние ничуть не портят города. Чуть современней выглядид бульвар Рене Левек (Réné Levesque). Мне он очень напомнил Самару (как идти по улице Спортивной от железнодорожного вокзала).

Конкретно Сен-Фуа (St-Foy) - квартал современный: большие дома, монстрообразный торговый центр и прочие прелести американской жизни... Но странное дело - даже там чувствуешь себя по-человечески (несмотря на всю серость). 

Kроме всего прочего, в Сен-Фуа есть очень милое место: Университет Лаваль. Выглядит он как городок в дремучем лесу (вернее - в дремучем парке). В зарослях притаились учебные корпуса, соединенные асфальтовыми дорожками.

В Квебеке есть одна православная церковь, одна синагога и одна мечеть.
В церкви я был - она очень маленькая, но народ там замечательный.
Большинство прихожан - греки, но есть и сербы и, наверное, румыны.
Служба идет по-гречески и по-французски. Мне у них очень понравилось.

Из негативный черт жителей столицы: если вы заговориваете с ними по-французски, но ваш акцент выдаcт в вас не-франкофона, вам могут начать отвечать по-английски. Но вызвано это не плохим отношением к вам, а искренним убеждением, что все, кто не родился с французским на устах - англичане. Этот народ слишком долго был замкнут на самом себе и только сейчас начинает открываться миру. Поэтому не удивляйтесь, если, когда вы скажете, что приехали из Восточной Европы, вам ответят "А, это там, где Сирия!". Для них тут что Сирия, что Европа, что Африка - одно и то же. Но это они не со зла. Слышал я тут потрясающий диалог.
Немолодой турист из Турции беседовал с немолодой франко-канадкой, служащей отеля. Он ей объяснял, что приехал из Стамбула, а она впервые слышала о существовании такого города. Так что крепитесь.
Зато на улицах, на остановках, в общественном транспорте очень легко разговориться с людьми.

Вот, краткое резюме.

***

Один из чудовищных недостатков Столицы: нельзя пить пиво на улице. Такую роскошь общество позволяет только клошарам и, изредка, хиппи. Остальным гражданам пьянствовать можно или дома, или в баре. Иначе полиция может "обидеться".

После анархичного Монреаля это удивляет.

***

День Канады (1 июля) в Квебеке, естественно, не праздновали. То есть пару-тройку плакатов конечно повесили, да и только. Некоторые люди ходили по улицам  с красными фражками в руках (дамы втыкали их в волосы), но таких было относительно немного.

Вместо этого по улице Сен-Жан в старом городе прошлась группа молодежи с флагами Патриотов 1837 года. Молодняк скандировал слоган, который призывал квебекуа больше не становиться на колени. Ребята оказались наглыми плагиаторами - присвоили себе название "FLQ" ("Front de liberation du Québec"), мелкой террористической организации 60-х годов. "Заговорщиков" было человек 15 от силы. Так, малолетние хиппи.

 Народ смотрел им в след с легким недоумением. Но и "День Канады" не праздновали.

В Монреале наоборот. В Старом Порту, говорят, было очень красиво - куча всяких развлекалочек. И передвижные музеи, и представления. 

Один фельетонист из газеты "La Presse" написал статью в форме "письма" от имени Канады: "В Квебеке я чувствую себя, как дочка богатых родителей, мама которой платит соседским детям, чтобы те пришли к ней на День Рождения. И одни не приходят вовсе, а другия приходят только за подарками. Это так грустно! Тем более, что я здесь родилась: именно Квебек называли раньше Канадой...".

***

ЗaпиcKи Ha пoляx иmmигpaциoHHoй Bизы

 

 

Недавно проснулся среди ночи. Проснулся от страха. Почему? Чего боюсь? Вампиров и людоедов не боюсь: с ними хуже не будет. Хоть пообщались-бы. Грабителей не боюсь - воровать нечего. Привидений тут нет - ни одно из них в этом подвале не выживет. Есть зато собака Баскервилей. Немецкая овчарка с неуравновешенной психикой. Лает как ненормальная. Носится по квартире, как слон. Живет прямо над моей квартирой. Дома в Канаде картонные. Когда у собаки на душе скребут кошки - весь дом слышит. Иногда кошки скребут в 5 часов утра. Чем не будилиник?

Сейчас собака почему-то все-таки спит. В чем же дело? Чего так страшно?

Может быть схожу с ума? Как версия - не плохо. 

А может быть просто в квартире душно? Логично. Открыл окно. Стало легче. Закрыть его врядли когда-нибудь удастся.

***

Дом этот был построен за два года до смерти Сталина. Купил его украинский иммигрант, уехавший еще в 20-е годы. С тех пор дом не ремонтировался. То ли смерть "отца народов" так обрадовала владельца, что не да ремонтов, то ли виной всему экономия. В Канаде принято экономить.

Окна в моей квартире открываются. Иногда даже закрываются. Но - не всегда. При повторной попытке открыть они чаще всего выпадают. Приходится аккуратно вставлять их на место. Жаль что нет пластелина. С ним закрывать окна было бы легче.

Отопление в квартире включается. Через раз. Иногда приходится сильно постараться.

Бак с горячей водой протекал всю зиму. Весной сломался. Горячей воды не стало. Умывался из чайника. Вспомнилась Одесса - там похоже. Бак заменили только к вечеру.

Привидения здесь не живут. Я их понимаю.

***

Сегодня обнаружил удивительную вещь. Оказывается, если купить в магазине сырое мясо, нарезанное тонкими ломтиками, то можно пожарить его на сковородке. Вкуснее чем колбаса!

В последние недели обнаглел - стал позволять себе настоящую колбасу. От "балони" теперь гордо отказываюсь. "Балонь" здесь, как я подозреваю, не шибко натуральная. А в колбасу, может быть, все-таки кладут немножко мяса.

***

Неделя работы на кондитерской фабрике (зимой) сильно расширила мой кругозор. Раньше я думал что мармелад имеет какое-то отношение к фруктам. Ага, щас! Глюкоза. Плюс - ароматизаторы и красители. Надеюсь, что пищевые.

***

С наступлением лета число красивых девушек в Монреале резко возрастает. Вместо бесформенных груд курток и свитеров по улицам бродят весьма симпатичные создания.

А еще много цветов и фонтанов. Лето здесь - лучшее время.

***

Зима в Монреале холодная, но не страшная. Есть метро, автобусы, магазины. Теплые вещи, наконец.

Весна в Монреале отвратительная. Тоскливая. Удручающая. Понимаешь, что в Одессе, на юге Франции или в любой другой приятной точке Земли все уже растет и цветет. А здесь холод, снег и слякоть.

Зато в мае - праздник. Зацветает все сразу. Даже то, что одновременно цвести не должно. Сирень, тюльпаны, каштаны,  яблони - все это цветет здесь одновременно. Крррасота.

***

Открыл хорошее средство от депрессии. Когда на душе совсем уж отвратительно, нужно выпить сладкий кофе с молоком. Зачастую помогает. 

***

Монреаль. Начало лета. Солнце. 28 градусов тепла.

На улице, у крыльца доходного дома сидит пожилой квебекуа и пьет пиво из кружки. Рядом стоит солонка. Иногда квебекуа солит пиво. Может быть где-то в соседних провинциях на него бы настучали. А нас - все в порядке.

Франкофоны всегда были анархистами. Слава Богу.

***

Судьба иммигранта

Картина, виденная мною поздней весной. Тихая улочка. Уцелевшие бунгало перемешаны с доходными пятиэтажками. Теми самыми, которые Федоровы охарактеризовали когда-то как "хрущевки". Сравнение точное. В "хрущевках" живут небогатые квебекуа. И иммигранты.

На мостовой перед домом иммигранты играют в мяч. Что иммигранты - видно сразу. Кожа светло-смуглая. Наверное, марокканцы. Или тунисцы.

Мяч залетает на дерево и застревает между ветвями.

Один из игравших, парень лет 30, бросается вперед. Он обхватывет дерево руками и через несколько секунд оказывается на самом верху. Все это - ловко, дерзко, уверенно. Все кто был на улице с удивлением и восторгом следили за ним. Прохожие останавливались, восхищаясь смелостью парня.

Вот он уже в трех шагах от цели. Он стоит на ветке. Пытается стряхнуть мяч.

И падает на бетон тротуара. Сгруппироваться не успевает.

Монреаль. Квебек. Серерная Америка. 11 часов утра. На тротуаре лежит молодой человек. Лежит без движения. Голова неестественно повернута.

Он родился за тысячи километров отсюда. Он жил, рос, учился. Он получил визу и пересек океан.

И все это за тем, чтобы погибнуть, упав с дерева.

Улицы Монреаля. Сколько подобных историй видели они...

Кто-то вызывает по мобильнику скорую. Кто-то стоит ошеломленный, не в силах пошевелиться.

 Я ухожу. С меня хватит.

Где-то через час я снова проходил по этой улице. Все было тихо, спокойно. Людей не было.

Тротуар был аккуратно подметен.

***

Сегодня 24 июня. Сен-Жан-Батист. День Св. Иоана Крестителя. Национальный праздник Квебека.

Вчера весь день лил дождь. Парад в Монреале отменили. Но в столице Квебека все-таки прошел праздничный концерт. Зрители стояли под зонтами.

Сегодня солнечно. В Старом порту - народные гуляния.

*** 

 Письма "Оттуда"

Письмо № 0

Письмо № 1

Письмо № 2

Письмо № 3

Письмо № N

Письмо №  N + 1

Письмо №  N + 2

Письмо №  N + 3

Письмо №  N + 4

Письмо №  N + 5

BEPHУTbCЯ K POБИHЗOHИAДE

Письмо № 0

Sun, 8 Oct 2000 20:08:35 -0400

По многочисленным просьбам радиослушателей передаю
свои первые впечатления о Канаде. Вернее - о Квебеке,
т.к. он, как я понял, довольно отличается от остальной Канады.
Я уже писал, что Монреаль - большой, но относительно тихий город.
В целом оно так, но это сильно зависит от района и от времени суток.
В центре города - небоскребы, которых, впрочем, не так уж много.
В воскресные дни небоскребные улицы достаточно пустынны.
Основная часть города состоит из одно-, двух- и трехэтажных
домов (собственность среднего класса), среди которых попадаются 4-х - 5-ти
этажные многоквартирки (каждый такой дом - с консьержем, который отвечает за
ремонт, отопление, взымание платы с жильцов и т.п.). Одноэтажные домики (или
бунгало)  очень невелики и рассчитаны на одну семью. Их покупают люди чуть
более обеспеченные. Те же, кто владеет двух- трех- этажками
вынуждены сдавать большую часть дома, т.к. налоги на недвижимость здесь
большие и иначе просто не выкрутиться.
Как правило, человек, достаточно долго проживший в Канаде и имеющий хорошую
работу (даже если он простой рабочий), может купить в рассрочку такой домик. Постепенно дом будет выкуплен.
А если учесть, что и пенсия здесь приличная, то большинство
канадских стариков неплохо обеспеченно.


Население Монреаля (а это - около 3 млн человек) делится на три группы: кебекуа (канадские франкофоны), англофоны (потомки англосаксов) и иммигранты всех стран
и народов. Эта последняя группа увеличивается с каждым годом и, видимо будет расти еще больше.
Большая часть эмигрантов старшего поколения (послевоенные годы, а также 1960-70е) говорят по-английски. Новые иммигранты говорят по-французски. Во-первых, этот язык здесь теперь официальный, почти все его понимают, все вывески, указатели, официальные документы - на
французском. Во вторых - иммигрантам за изучение французского платят стипендию. В-третьих - в английские школы имеют право идти только дели англофонов, а остальные (в том числе и большинство детей иммигрантов) попадают во французские школы.

Почему Одесса стала русскоязычгым городом? Потому что русский язык был тогда официальным и приезжающие в город греки, болгары, поляки, евреи, украинцы, армяне и гагаузы учили его вовсе не из любви к подмосковным березкам. Так он и стал языком межнационального общения, а для следующего поколения - родным языком. То же самое и здесь. Пока официальным языком в Квебеке был английский - иммигранты учили его. Сейчас - учат французский и постепенно превращаются во франкофонов. Это в идеале. В реальности же на многих рабочих местах требуется двуязычие, поэтому, наского подучив французский на специальных гос. курсах (КОФИ), народ идет учить английский.

Дети иммигрантов обязаны посещать французские школы и через несколько лет жизни в стране говорят по-французски лучше, чем на родном языке. Ассимиляция их проходит достаточно быстро.

Процессы, проходящие в Квебеке, чем-то напоминают украинизацию.

Чтобы хоть немножко попытаться понять кебекуа, нужно знать
их историю.
В кратком изложении все выглядит так.
Франция и Англия начали осваивать Северную Америку
почти одновременно. Французы шли на два шага впереди.
Французские охотники и торговцы первыми проникли в долину Миссисипи, первыми
исследовали огромные территории Канады и даже, вроде бы, вышли к Тихому
океану. Новая Франция была гораздо больше теперишнего Квебека.
Но у англичан было большое преимущество - у них как раз тогда началась
промышленная революция , в следствие чего многие крестьяне были согнаны с земли, а
в городах для них работы было недостаточно. Поэтому им ничего не оставалось, как
ехать в Америку. Численность населения в английской Америке быстро росла.
Во Франции тогда было чуть ли не крепостное право, а те кто мог свободно передвигаться и располагал достаточными для этого деньгами - вовсе не стремились ехать в Канаду.
Ведь подумать только - здесь были сплошные, непроходимые леса, холод собачий, плюс - индейцы, с которыми периодически преходилось воевать, причем европейцы далеко не всегда побеждали. Поэтому французов здесь селилось не так уж и много.
Пока две страны (Англия и Франция) были одинаково сильны - все было в порядке. Но потом, какой-то очередной Людовик довел Францию до ручки, вступил в 7-летнюю войну и проиграл,
а поскольку в Северной Америке английское население в несколько раз перекрывало французов по численности, то Англия без особого труда заняла Канаду. (На самом деле все здесь было еще дольше и сложнее, вплоть до того, что, захватив Акади (теперь - Новая Шотландия и Новый Брансвик), Англия депортировала оттуда колонистов французского происхождения).

Канада стала английской колонией. Французов вытеснили из коммерции и отлучили управления страной. Французская аристократия и большинство образованных людей сбежало во Францию. Остались в основном крестьяне, которым уже некуда было деваться - родились они здесь.
Большинство из них было, как я понимаю, неграмотно.

После отделения Штатов сюда съехались лоялисты с семьями. Потом были новые и новые волны. Так что вскоре французы оказались в меньшинстве. Официальным и деловым языком был английский.
"Новая Франция" сжалась до размеров теперишнего Квебека.
Остальную Канаду осваивали и заселяли британцы и новые иммигранты, которые
тоже становились англофонами.
В самом Квебеке в крупных городах (их тут два - Монреаль и Квебек) говорили по-английски. В общем - ситуация почти как в Украине с украинским.

Что стало с канадским французским за это время - передать трудно. Его теперь даже французы понимают с трудом.
Франкофоны долго боролись за свои права и в 20 веке отвоевали относительный
суверенитет для Квебека и официальный статус французского языка. В Монреале теперь все названия улиц и все вывески (даже в сплошь англоязычных районах города) - на французском языке (в крайнем случае - двуязычные).
Кстати, территориальная разбивка: восточная половина города - франкофоные районы, западная - англофонные. На западе иногда встречаются люди, совсем не понимающие по-французски.
Франкофоны любят, чтобы с ними хотя бы _пытались_
говорить на их родном языке.

Помощь продавцов в супермаркетах требуется регулярно: во-первых, там можно заблудиться
с непривычки, а самостоятельно найти в каком отделе нужная тебе вещь - это уже подвиг. Во-вторых - часто нужна консультация: качество вещи, ее свойства, что еще есть из этой серии, есть ли доставка на дом и сколько это стоит. Иногда свободного продавца разыскать бывает даже труднее, чем выход.
В маленьких магазинах - наоборот. При виде посетителя продавец с радостным криком "Бонжур!" набрасывается на него и начинает засыпать вопросами из серии "Чего изволите?".
Но в маленьких магазинах все дороже, а для бедного иммигранта разница в 10, 30 и сто канадских долларов крайне существенна.

Лет 50 назал Квебек был достаточно патриархальным краем. Каждое воскресенье кебекуа поголовно ходили в церковь. Они свято блюли нравственность и добродетель (в их классическом
понимании). Они были достаточно консервативны. В те времена в семьях было по 10 - 15 детей, потому что все слушались священников, а те, в полном соответствии с правилами католической церкви, запрещали пользовалься любыми противозачаточными средствами. Кебекуа размножались как кролики и могли поэтому противостоять англофонам.
А в 1960х-70х годах тут началась так называемая Тихая Революция - многое изменилось и в культурном и в политическом плане, но один из результатов это то, что традиции треснули, народ стал "грамотный" , обрел свободу, наглотался гармональных таблеток и теперь рождаемость здесь падает. И если не привлекать иммигрантов, то (по прогнозам, вроде бы) через несколько лет здесь почти некому будет работать.

Осень здесь красивая, но когда бегаешь по делам и за покупками - этого практически не замечаешь.

Письмо № 1

Date: Sat, 14 Oct 2000 00:32:24 -0400

Здесь сейчас теплая и красивая осень.
Листья - желто-красные, небо - то синее,
то облачное. Квартиру снял, комп купил,
учу французский. Сегодня купил на распродаже Камю, Экзюпери
и еще кого-то - все вместе всего за доллар. Тут много странного
и интересного.

Письмо № 2

Date: Tue, 17 Oct 2000 18:26:06 -0400

Татарбунары отдыхают, по сравнению с тем, что видишь и слышишь в этой стране. Взять их историю - так никаких Татарбунар не нужно. Например, как был спасен Монреаль:

Когда Монреаль только-только основали, ирокезы задумали его захватить. Ночью они подкрались к городу. Но у Мезонева (основателя города) была любимая собачка Пилот. Она залаяла, все монреальцы проснулись и прогнали ирокезов. И теперь в центре города, напротив Нотр-Дама (у нас тут тоже есть свой Нотр Дам, почти как в Париже :)  стоит групповой памятник: а) Мезоневу б) трем его сподвижникам в) неизвестному ирокезу (под статуей так и написано: "Ирокез" :) г) собачке Пилоту.   Ну скажи, есть при таком сюрреализме хоть какое-нибудь место для Татарбунар?! 

>So mnoj rabotaet odin kanadec, tak on govorit, chto v Monreale xorosho vsjo, krome separatistov   

На самом деле Квебек - это действительно другая страна (в культурном и национальном плане, но, пока что не в политическом) со своим народом весьма отличающимся и по языку и по менталитету от англоканадцев. Лучше Квебек или хуже чем остальная Канада - сказать не могу, но что он другой - это факт. Сепаратистов местных я прекрасно понимаю: когда твой народ загоняют чуть ли не в подполье (в культурном и экономическом плане), когда на своей земле становишья чуть ли не человеком второго сорта, когда твой язык рискует просто исчезнуть под напором англоязычной культуры и все это продолжается почти 200 лет - тут уж не до федерализма. Другое дело, что отделяться сейчас от Канады может быть экономически не выгодно. Но культурная автономия безусловно нужна. Вообще, ситуация в Квебеке чем-то напоминает Украину с той лишь разницей, что квебекуа (в отличии от многих украинцев) предпочитают говорить исключительно на родном языке.  

Письмо № 3

 

Письмо № 4

Письмо № N

Date: Tue, 24 Apr 2001 16:54:23 -0400

Здесь временами бывает прикольно - такой интернационал! Каждый день встречаешь народы, о которых раньше читал только в книжках. На дневных курсах французского я учу арабский и румынский (монреальские арабы - вежливые, доброжелательные, интеллигентные), на вечерних курсах французского - испанский (у нас там перуанцы, колумбийцы мексиканцы, кубинцы и даже один настоящий испанец). Вот. А магазинчик на углу нашей улицы держит настоящий камбоджиец!  Я уже начинаю на глаз отличать тайландцев от китайцев :) И т.п.
Со следующей недели иду в универ. Пройду один курс по С++, и если оценки будут хорошие - меня возьмут учиться на осень, со стипендией. А если нет... но об этом думать не хочется.


// MOЙ ПEPBЫЙ CTИX ПO-PУMЫHCKИ

// AM PÂINE,                          -- У меня есть хлеб,
// DAR N-AM CÂINE.            -- но нет собаки.
// AM MÂNA                         -- У меня есть рука,
// DAR N-AM MASÂNA.       -- но нет машины.

Письмо №  N + 1

Date: Wed, 25 Apr 2001 16:15:58 -0400

А у меня новости тоже есть. Во-первых - я не еду в Шикутими. Шикутими - это квебекский городок на севере, на подобии Татарбунар. В апреле там еще бывают снежные метели. В августе созревает ягода, название которой переводится как "голубика", но это явно что-то другое. Если верить классике квебекской литературы (роману "Мария Шапдален"), всем девушкам в том регионе - по 16 лет, а все взрослое население занимается любовью исключительно на голубичных полях. А еще, это уже кроме шуток, все говорят, что люди в тех краях веселые и гостеприимные, любят устраивать вечеринки и шумные праздники. И вот в таком краю мне предлагали пройти языковый стаж - еду оплачивают, проживание - в семьях. Только что билеты самому покупать надо. А потом еще можно в тамошний универ поступить. Лафа! На весь Монреаль они выделили всего 15 таких приглашений, до интервью было допущенно 60 кандидатов... И я оказался одним из отобранных !

И я отказываюсь, потому что, как только я окончательно решился ехать, пришло письмо из Университета де Монреаль, что меня берут на высокий уровень. Но с условием : весной/летом нужно пройти за свой счет курс по объектно-ориентированному программированию на С++, и если оценки будут хорошими - разрешат с осени начать учиться.


Вот такие новости. А еще я уже могу немножко писать и читать по-арабски (это не шутка)!

 

Письмо №  N + 2

Date: Mon, 30 Apr 2001 12:24:21 -0400

....

Отвлекаясь от темы. Как тут в Канаде информация поставлена! КГБ с ЦРУ делать нечего!
В частной беседе с учителем на французских курсах я мимоходом похвастался, что меня вроде как берут в университет. На следующее утро кураторша курса уже знала об этом и поздравляла меня.

Или еще. Квартиру я сейчас снимаю у одной украинской бабушки. Ну а особый порядок мне наводить некогда... И вот в церкви другая украинская бабушка, подруга первой, стала мне объяснять, что бумаги не должны быть раскиданы по полу и что нужно их собрать.

Еще насчет канадской инфо - по телеку была передача, что на почте, вроде бы,
имеют право вскрывать письма из-за границы, если они весят более 20 грамм - то ли наркотиков боятся, то ли взрывчатки.

Вообще, система здесь во многом мудрая. Те кто говорят, будто канадское правительство глупое и неэкономное,  просто недостаточно хорошо информированы.

Это так, маленькие эссе о туземной жизни.

Письмо №  N + 3

Date: Mon, 14 May 2001 18:53:17 -0400


Что тут скажешь - в Канаде все отличается не только от нашей страны, но и от того, как мы себе эту Канаду представляли. Улицы, кажущиеся аккуратными и чистыми после Одессы и Киева, через месяц наполняются бумажками и окурками (вернее, просто ты все это начинаешь замечать). И так со всеми остальными областями Канадской жизни. Как я уже писал, Канад, по меньшей мере, две - и наша, французская часть хочет отделиться. Но это мало что меняет в жизни иммигранта. Разница в том, что Монреаль - это все-таки город, а Торонто - просто деревня с небоскребами. И еще разница - у "англичан" народ сперва содится на велфер, а потом идет на бесплатные курсы английского, а у нас народ поголовно чешет на курсы французского, где платят стипендию (меньше велфера), а после курсов пытаются устроиться на велфер, а им отказывают, потому что они, мол, еще получают стипендию, а стипендию им уже не платят, потому что курсы закончены. А платить нужно за все - начиная с квартиры и телефона, заканчивая едой. И люди ходят потерянные, обиженные, но вен почему-то не вскрывают. Иммигранты трехлетней давности и больше понимающе кивают головами и повторяют: "Первые пару лет жрешь дерьмо, а потом все образуется".

Теперь обо мне. Вроде бы с осени иду в универ, на информатику. Там будут кредит, стипендия и стаж на предприятии. 

Бюрократия тут еще та - сидят чиновники на повышенных зарплатах и плюют в потолок. А с работающего народа снимают колоссальные налоги, чтобы этих чиновников кормить.

А вообще все неплохо.


Я стал сознательным украинцем, регулярно ходящим в украинскую церковь, посещающим украинские тусовки, а в субботу еще и сыграл в любительском спектакле... Здесь есть Будинок УНО (украинской национальной организации - не путать с "уна-унсо") - по обшарпанности и неспешно - любительской атмосфере всего что происходит внутри него, это место напоминает наш ДК. Заходишь туда - и словно и не пересекал океана, все как у нас. Только вместо русского языка - украинский. 
Была там в субботнюю ночь "забава" - так канадские украинцы называют дискотеки. Дискотеки тут проходят не так, как у нас - приходит вся община, люди всех возрастов (от детей, до дедушек с бабушками). Но много и молодежи. Все садятся за столами, каждый достает принесенную заранее выпивку и еду. И праздник начинается. А музыка звучит, народ танцует...

Начал я одно время карьеру Раскольникова - украинские бабушки кормили меня борщем и вторым из чистого человеколюбия.

Заниматься тупым физическим трудом нехочется - нужно ведь еще и учиться...
Да и нелегко тут найти какую-либо работу, даже тяжелую, даже грязную, даже на фабрике. А если уж нашел, так приходится за нее держаться.
Тут идит социальное расслоение, еще побольше, чем у нас. И ничего не стоит пожизненно стать пролетарием на копеечную зарплату и тяжелый труд. Поэтому я и хочу учиться. Иначе - нечего и приезжать было.

Вот мои новости.

Письмо №  N + 4

Tuesday, May 29, 2001 12:08 AM

Каждый иммигрант, получая канадскую визу, в
глубине души уверен,
что гордо спустится по трапу самолета в белом костюме, а в аэропорту его
будет ждать золотая
колесница. И когда он видит чистенькие улицы и вежливых чиновников, решает,
что его надежды оправдались.


Вообще, в Канаде все отличается не только от Украины, но и от того, как мы
себе эту Канаду представляли.
В Украине многие люди представляют себе жизнь иммигранта примерно так :
приезжает человек, через пару недель находит _какую-то_работу_ (с _большой_зарплатой - не
меньше 1000 долларов в месяц !!!) и потом покупает машины, дома и разъезжает по Гавайям.
В реальности все немножко не так. Сойдя с самолета, человек обнаруживает, что его английского и/или французского явно не хватает для повседневного общения на профессиональные темы. Второе, что он обнаруживает, - его диплом работодателями не признается, а украинский (русский, перуанский, китайский, алжирский) стаж работы никакой рояли не играет. И рассылать резюме он, конечно, может. Может быть его даже на интервью пригласят... Как правило, требуют канадского опыта работы или, на худой конец, канадского диплома. Или чтобы человек провел в стране хотябы год. А вообще - работа ищется в основном по знакомству, а знакомств у нового иммигранта немного.
В условиях, когда деньги на счету заканчиваются, а за квартиру платить все равно надо, очень заманчивым кажется простой физический труд - на фабрике, в макдональдсе и т.п.. Но минимальная зарплата - это минимальная зарплата. Когда постоянный на метро в месяц стоит 50 долларов, квартплата - от 350 и более (плюс электривество - отопление тут электрическое), телефон - около 40 долларов, а кроме того надо что-то кушать и во что-то одеваться, зарплата в 1000 в месяц уже не кажется столь привлекательной, как в Украине. А цена ей - каторжный труд (например - разделывать сырое мясо в холодильнике).
И люди идут учиться. И вскоре понимают, что за мало-мальскую информацию
нужно бороться.
Система образования во многом отличается и многие мелочи, понятные местному человеку без объяснения, для нас - откровение. Нужно бегать по университету или колледжу, теребить секретарш, не сильно спешащих уделить тебе внимание и уж тем более не собирающихся рассказывать о подводных камнях...
Но этот этап обычно наступает через полгода - год пребывания в стране, обычно - уже после языковых курсов.
На языковых курсах - классная интернациональная тусовка, веселая студенческая жизнь и копеечная стипендия...
Через месяц после аренды жилья в квартире обнаруживается масса сюрпризов - краны протекают, отопление не работает, стекло в окне треснуло - а хозяин вовсе не спешит все
это исправлять...
Так что скучать не приходится. Разнообразные счета в одинаковых конвертах сами собой падают
в почновый ящик в самый неподходящий момент. Деньги на счету тают, новые сами собой не появляются. И т.д. и т.п....

Без мало-мальского знания языков я бы сюда вообще никому не советовал соваться : чистый мазохизм. Когда в довершение ко всем бедам еще и объясниться с людьми не можешь, ни права свои у чиновника затребовать строгим голосом (а без этого тебя просто съедят), ни с потенциальным работодателем поговорить - это вгоняет в депрессуху (знаю по своим знакомым). Так что, чем лучше язык, тем легче тут стартовать.

Письмо №  N + 5

le 16 join 2001

 

 
Ездили вчера в Драмонвилль - небольшой город в центре Квебека. Есть агентство ориентации
иммигрантов, которое возит их по регионам, по "ярмаркам вакансий", чтобы показать им страну и интегрировать в рынок труда. Об агентстве этом я узнал только на днях.
В автобусе просто отдохнул душой. Все говорят по-французски! И еще как! Не квебекский диалект, а хороший, правильный язык! Иммигранты, отобранные для таких вояжей - люди с высшим образованием, специалисты (инженеры, программисты и т.п.). Все еще новенькие в стране, свеженькие, "в белых рубашечках". После того Монреаля, который я наблюдал и в котором жил в течение последних полугода, - с плохим, ломанным французским, с разочарованиями, "черной" работой, минимальными зарплатами, велферами и безнадегой, - я чувствовал себя, как Золушка на балу в королевском дворце.
Цивилизация! Жизнь! Надежды! Вера в себя! И - великолепный французский язык!
Народ был в основном из Северной Африки где, как известно, французский очень хорош (там его учат с детства). Но часть народа приехала сюда через Францию. Многие учились в Париже! И разговоры, разговоры... "Если не найду здесь работы - вернусь обратно в Париж". Или: "В Алжире я был начальником, а здесь даже не признают мой диплом. Ну их нафиг! Не найду работу через пару месяцев - вернусь домой".
Двое ребят учились в бывшем Союзе и прекрасно говорили по-русски - мы потрепались с ними.
На весь автобус, кроме меня, был только один украинец (из Киева). Французский у него был идеальный. Больше соотечественников не нашлось - не лучшая характеристика для нашей бедной страны. Значит - проблемы с языком.
 
Очень ругаю себя... Знал бы что делать год (или хотя бы полгода) назад - сейчас бы уже учился со стипендией, или работал по специальности, или - и то и то...

 

ФOTO

Виль-де-Квебек. Мы с Луи-XIV, кopoлeм Фpaнции 

На українськiй оселi Ste-Sophie. База отдыха украинской православной церкви Св. Софiї.

Там же

Еще фотки, только большие:

Мы с Русланом из Кишенева на компьютерной фирме "Poklik". Он там работает, а я проходил стаж.

../images/r_e.gif

 Оселя Ste-Sophie 1

Оселя Ste-Sophie 2

 

© Eugene Lakinsky, 1998-2004